В чем разница между ТКО и ТБО и как правильно

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В чем разница между ТКО и ТБО и как правильно». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


ТБО (Твердые Бытовые Отходы) представляют собой общий итог отходов в конкретной квартире, образовавшийся за какой-то промежуток времени и в современном мире это основная часть появляющегося мусора. В ТБО входят и растения, и кости, и скорлупки от яиц, старые вещи, целлофан, обувь, пластмасса, дерево и металл и многое другое, список несложно продолжить самому.

Термин «твердые бытовые отходы» уже устарел. Сейчас употребление его будет не очень верно относительно новых правил нашей жизни, поэтому важно понять, какие же изменения являются причиной смены буквы Б на К в этом условном сокращении.

ТКО расшифровывается как «Твердые Коммунальные Доходы» и является по сути тем же самым, что и ТБО. Сюда так же входят пакеты, скорлупки, обувь, косточки, продолжите ряд сами. Так же за ТКО считаются отходы, произведенные в процессе своей деятельности юридическими лицами. А вот ТБО может быть употреблен только в отношении физических лиц. Проще говоря, твердые коммунальные доходы – это более широкое определение, включающее в себя отходы и произведенные в быту, и произведенные в процессе какого-то производства, схожие с бытовыми.

Эти изменения были необходимы, чтобы сделать ситуацию с экологией чуть более стабильной, ведь твердые отходы, которые многие годы гниют на свалках являются серьезным врагом природы нашей планеты. Таким образом количество перерабатываемого мусора стало гораздо больше. Кроме того, это помогло нормализовать цены за вывоз мусора. Раньше они зависели от того, живут в помещении или работают, сейчас же цена зависит от статуса человека, который пользуется услугами вывоза мусора – то от того, физическое он лицо или юридическое, так как количество мусора, которое появляется в отдельно взятой квартире совершенно точно будет меньше, чем количество мусора на предприятии.

Определение Твердых коммунальных отходов (ТКО).

В статье 1 Федерального закона № 89 от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления» дается следующее определение ТКО: «Твердые коммунальные отходы — это отходы, которые образуются в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд». Также к ТКО относят отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

В соответствии с Письмом Минстроя № 22270-МП/06 от 18.05.2018 года, к твердым коммунальным отходам относятся отходы, которые образуются при уборке территории городских и сельских поселений, — например, «мусор и смет уличный, мусор и смет от уборки парков, скверов, зон массового отдыха, набережных, пляжей и других объектов благоустройства, отходы от уборки территорий кладбищ, колумбариев, отходы от уборки прибордюрной зоны автомобильных дорог и другие».

Требования и правила к вывозу и обращению с ТКО

В ст. 1 ФЗ №89 в понятие «обращение с отходами» объединены: сбор, накопление, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение ТКО.

Новые правила разграничили сферы ответственности:

  1. Органы местного самоуправления населенных пунктов обязаны:
  • обеспечить специальные площадки накопления твердых коммунальных отходов;
  • разработать схемы размещения данных площадок и осуществить ведение реестра мест накопления мусора в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ (4 ст. 13.4 ФЗ №89).
  1. Управляющая организация (УК, ТСЖ) обязана следить за чистотой площадок накопления ТКО и мусоропроводов.
  2. Региональный оператор должен оборудовать каждый двор несколькими контейнерами для «сухого» и «мокрого» мусора. Если возможность размещения емкостей для сбора ТКО отсутствует (например в частном секторе), граждане вправе договориться с оператором о безконтейнерном вывозе отбросов. В таком случае компания должна предоставить потребителю специальные пакеты для складывания отходов (Правила обращения с ТКО, п. 10).

Какой мусор относится к ТКО?

Давайте разберёмся, какие отходы относятся к ТКО, а какие нет.

ТКО

НЕ ТКО

Пищевые отходы Строительный мусор
Тара и упаковка Батареи и аккумуляторы
Электроприборы Ртутьсодержащие лампы
Одежда и обувь Нефтесодержащие отходы

Смёт с улицы, офисных и

бытовых помещений

Отходы животноводства
Бытовая техника Снег и лёд
Старая мебель Автомобильные шины

Отходы от уборки придомовой

территории (сорняки или обрезки растений)

Древесный спил
Читайте также:  Какую систему выплаты налогов выбрать ИП в 2023 году

Обращение и вывоз ТКО: общие правила

Одно из главных отличий между ТБО и ТКО — требования к обращению производимого мусора.

Для твердых коммунальных отходов действуют следующие требования:

  1. Региональный оператор, отвечающий за транспортировку и утилизацию отходов, выбирается в ходе конкурса.
  2. Каждый регион РФ устанавливает личные нормативы накопления отходов для различных категорий помещений (у квартир, офисов и магазинов разные нормы).
  3. Регион также самостоятельно устанавливает, проводится ли сортировка отходов на площадках для накопления мусора.
  4. Каждый собственник отходов лично заключает публичный договор на вывоз накопившегося мусора.

Когда устанавливается новый тариф на обращение и вывоз ТКО, оператор обязан в течение десяти рабочих дней известить владельцев жилых и нежилых зданий о необходимости оформления публичного договора.

Если в ответ владелец помещения не отправил заявку на оформление, то он все равно будет считаться заключенным, но только на 16 рабочий день с того момента, как оператор известил потребителей об оформлении договора на собственном сайте.

Таким образом, за ТКО отвечает ряд органов, у каждого из которых своя зона ответственности:

Сфера деятельности
Орган местного самоуправления
  • обеспечивает расположение специализированных площадок, где происходит накопление ТКО;
  • разрабатывает чертежи размещения указанных площадок, осуществляет запись и управление реестром мест скопления мусора
Управляющая организация (ТСЖ, УК) наблюдает за сохранением чистоты площадок накопления ТКО и мусоропроводов
Региональный оператор оснащает дворы домов целым рядом контейнеров для всех типов мусора

Важно! Города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь) могут не использовать перечисленные выше правила вплоть до 1 января 2022 года.

Мусорную реформу начали разрабатывать в начале 2014 года. Но сложные изменения, внесенные в законодательную базу, позволили принять постановление только в 2022 году. Закон отражает новые условия и требования сбора и утилизации непищевых отходов. Впервые аббревиатура ТКО появилась в статье №89-ФЗ.

Среди основных тезисов новой реформы стоит выделить:

  1. Раздельную систему сбора мусора. Направлена на упрощение переработки отходов и повторного использования вторичного сырья.
  2. Конкурсный выбор операторов ответственных за обращение с ТКО для конкретно взятых регионов. Позволяет улучшить качество предоставляемых населению услуг.
  3. Изменение способа расчета тарифов. Средства, получаемые за вывоз отходов, будут направляться на строительство перерабатывающих и утилизирующих мусор заводов.

Исходя из принятых корректировок в законодательной базе в 2019 году обращение с ТКО возложено на региональные субъекты РФ. Благодаря этому отдельные регионы могут самостоятельно выбирать способ сбора, накопления, вывоза и место для оборудования свалки, где будут храниться остатки жизнедеятельности человека.

Последствия изменения терминологии для граждан

Существенных последствий применения нового термина для граждан нет. Не биологический и биологический мусор жизнедеятельности населения также относится к этой категории. ТКО включает в себя еще и устаревшую технику, предметы мебели, а также смет с дачных участков и объектов общего пользования. Граждане теперь могут рассчитывать на вывоз и обработку еще и этих видов мусора. Однако, до реформы эта процедура производилась по умолчанию.

Таким образом, несмотря на схожесть обозначения ТБО и ТКО по своей природе абсолютно разные понятия. Про термин ТБО пора забыть и не использовать его в юридически значимых документах во избежание негативных последствий.

Скопление большого количества мусора на территориях контейнерных площадок не только портит внешний вид жилого района, но и представляет реальную опасность для здоровья жителей.

Отходы жизнедеятельности человека в процессе разложения, помимо неприятного запаха, выделяют вредные вещества в верхние слои грунта и воздух. Места скопления отходов являются благоприятной средой для размножения бактерий.

Своевременный вывоз мусора позволит избежать угрозы скопления отходов и появления грызунов – главных переносчиков опасных для человека болезней.

Данные об уровне опасности отходов помогут существенно снизить потенциальный риск нанесения ущерба физическому состоянию человека и экологии окружающей среды.

Проявление внимания к выбрасываемому мусору и его ликвидации поможет сократить количество проблем, создаваемых твердыми бытовыми отходами.

Российская нормативно-правовая база обращения с отходами

Действующие национальные стандарты РФ в сфере ресурсосбережения. За 1994-2003 годы были разработаны и приняты МГС стран СНГ и Госстандартом России 13 следующих стандартов:

  1. ГОСТ 30166-95 Ресурсосбережение. Основные положения;
  2. ГОСТ 30167-95 Ресурсосбережение. Порядок установления показателей в документации на продукцию;
  3. ГОСТ 30772-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения;
  4. ГОСТ 30773-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла отходов;
  5. ГОСТ 30774-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорт опасности отходов. Основные требования;
  6. ГОСТ 30775-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Классификация, идентификация и кодирование отходов. Основные положения;
  7. ГОСТ Р 51768-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Определение ртути в ртутьсодержащих отходах производства и потребления. Основные положения;
  8. ГОСТ Р 51769-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Документирование и регулирование деятельности по обращению с отходами производства и потребления. Основные положения;
  9. ГОСТ Р 52106-2003 Ресурсосбережение. Основные положения;
  10. ГОСТ Р 52104-2003 Ресурсосбережение. Термины и определения;
  11. ГОСТ Р 52107-2003 Ресурсосбережение. Классификация и определение показателей;
  12. ГОСТ Р 52108-2003 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Основные положения;
  13. ГОСТ Р 52105-2003 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Классификация и методы переработки ртутьсодержащих отходов.
Читайте также:  Как досрочно уйти на пенсию, даже если пенсионный возраст еще не наступил

Все указанные стандарты направлены на решение проблем ресурсосбережения путем эффективного вовлечения отходов в промышленный оборот, использования современных методов и средств стандартизации и метрологии, необходимых для регулирования этой деятельности, в том числе с использованием таких инструментов, как паспортизация, регистрация, сертификация, лицензирование, а также идентификация, кодирование, классификация, информационное обеспечение, определение опасных и товарных (инертных) характеристик отходов.

Совершенствование российского экологического законодательства в сфере обращения с отходами Российская нормативно-правовая база в области обращения с отходами21 на сегодняшний день во многом устарела, отстает от норм международного права и требует модернизации. Государство слабо стимулирует переработку отходов.

Современные экологические принципы, подходы и требования не учитываются должным образом при размещении госзаказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Изготовление продукции из вторичного сырья не является приоритетным критерием государственных закупок.

Развитые страны пришли к пониманию необходимости усиления государственного регулирования в области управления отходами. Их утилизация рассматривается как самостоятельная отрасль экономики, тесно связанная с теми отраслями промышленности, где образуются соответствующие виды отходов.

Пересмотр подходов к проблеме обращения с отходами в европейских странах проводится регулярно и влечет изменения в законодательстве. В России основополагающий Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» был принят почти 15 лет назад – в 1998 году, и уже в силу этого требует корректировки. Именно на этот закон ориентируется большинство субъектов, занятых в процессе обращения с отходами. Эксперты отмечают, что в нем не закреплены:

  • приоритет утилизации над захоронением;
  • ответственность производителя за утилизацию в конце жизненного цикла;
  • запрещение ввоза неутилизируемой в качестве вторсырья упаковки;
  • необходимость применения наилучших доступных технологий. Основополагающим правовым актом ЕС в области обращения с отходами стала Рамочная директива об отходах.

Важнейшими принципами выбранной в ЕС стратегии в области ресурсосбережения, отходопереработки и управления отходами являются:

  • предпочтение предотвращения образования отходов, а не их размещения на свалках и полигонах;
  • принцип достаточности производственных мощностей и оборудования для утилизации и размещения отходов;
  • внедрение наилучших доступных технологий без чрезмерных финансовых затрат для предприятий;
  • рациональное размещение мощностей по утилизации ближе к производственным мощностям, являющимся источником их образования (что значительно снижает транспортные издержки перемещения отходов);
  • расширение ответственности производителя за весь цикл производимой продукции;
  • соблюдение принципа «загрязнитель платит», согласно которому загрязнитель покрывает затраты на удаление отходов или минимизацию неблагоприятных последствий от них;
  • внимание к превентивным мероприятиям по недопущению ущерба окружающей среде и здоровью населению.

В России в области наилучших доступных технологий до сих пор не сформирована эффективно работающая правовая база, хотя именно это направление способно стимулировать технологическое обновление производств.

В Федеральном законе от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплен термин «наилучшая существующая технология», что вызывает беспокойство экспертов в связи с тем, что внедрить наилучшую существующую технологию ввиду возможной ее недоступности трудно, в том числе экономически. Поэтому предлагается использовать термин «наилучшая доступная технология», который распространен в европейском законодательстве.

Еще одним недостатком существующего законодательства является то, что закон не уточняет критерии отнесения технологий к этой категории и не приводит обоснование выбора этих технологий. В Европейском союзе наилучшие доступные технологии внедряются в промышленности с момента вступления в 1996 году в силу Директивы 96/61/ЕС «О комплексном предотвращении и контроле загрязнений».

Список отходов включенных в ТКО

Ранее под ТКО подразумевался обычной мусор, ежедневно накапливаемый в домах, предназначенных для постоянного проживания. Условно он делился на две категории:

  • небиологическую;
  • биологическую.

После внесения изменений в законодательство в перечень ТКО добавили мусор, внешне схожий с бытовыми отходами, получаемый юридическими лицами и частными предпринимателями. Исчерпывающая информация о видах отходов включенных в список ТКО, размещена в свободном доступе на официальном портале Росприроднадзора. На сайте также можно бесплатно проконсультироваться в вопросе происхождения бытовых отходов.

По утверждению экспертов ТКО является частью общей классификации ФККО, в перечень которой входит:

  • мусор после уборки территорий населенных пунктов;
  • сор растительного происхождения после стрижки зеленых насаждений;
  • офисные и бытовые отходы разных компаний;
  • мусор после предоставления торговых, социальных, развлекательных услуг;
  • крупные и мелкие коммунальные отходы;
  • мусор с гостиниц, аэропортов, вокзалов.
Читайте также:  Взыскать убытки с приставов: когда и как это можно сделать

По статистике половина мусора может перерабатываться. Остаток утилизируют или вывозят на свалки. Локация полигона подбирается региональной администрацией после согласования с жителями города, села или другого пункта.

Чем отличаются твердые бытовые отходы и твердые коммунальные отходы?

Объем отходов ежегодно растет. С появлением новых видов материалов, применяемых для упаковки, обилия пластика, синтетики проблема утилизации мусора приобрела глобальные масштабы.

Полигоны, рассчитанные по старым нормативам, не выдерживали нагрузки. Они были переполнены.

В 2014 году на государственном уровне пересмотрели отношение к ТБО, появился новый федеральный закон об отходах и обращении с ними.

Вместе с законодательным актом в обиходе появилось непривычное понятие «твердые коммунальные отходы», сокращенно ТКО. Оно пришло на смену привычному для слуха ТБО – твердые бытовые отходы.

В документации аббревиатура ТБО теперь не используется.

Что же такое ТКО и ТБО, в чем разница этих понятий? В юридическом определении. Они различаются по классификации, принадлежности и смысловому объему.

Обязанности регионального оператора

Выбранная тендерным способом организация соблюдает такие требования:

  • обращаться с ТКО по установленным в государственной программе правилам;
  • оказывать услуги по вывозу отходов только после подписания соглашений с ТСЖ, жильцами;
  • принимать жалобы от клиентов компании, а также в силу своей компетенции решать возникшие споры;
  • предпринимать все меры для того, чтобы сбор ТКО осуществлялся раздельным способом;
  • контролировать обращение отходов;
  • оказывать содействие в образовании полигонов, размещающих ТКО;
  • устанавливать повышенный контроль утилизации опасных типов отходов;
  • в случае чрезвычайных происшествий, возникших в момент работы оператора с ТКО, оказывать посильное содействие в устранении последствий;
  • предупреждать возникновение неутвержденных полигонов на подконтрольной территории.

Нарушение Правил обращения с ТКО

Правила обращения с ТКО могут быть нарушены как самими потребителями услуги по обращению с ТКО, так и региональными операторами по обращению с ТКО.

За нарушение правил обращения с твердыми коммунальными отходами в части складирования твердых коммунальных отходов вне мест накопления таких отходов, определенных договором обращения с ТКО, потребитель несет административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Нарушение Правил обращения с ТКО, а также нарушение условий договора обращения с ТКО, допущенные неоднократно (2 раза и более) со стороны юридических лиц (региональных операторов по обращению с ТКО) также влет для них определенные последствия в виде лишения статуса регионального оператора.

После замены термина ТБО на ТКО среди граждан возникла некая путаница из-за частичного совпадения терминов. Отличия связаны с расширением термина и включением в структуру отходов те, которые образуются у юридических лиц.

Для физических лиц поменялось только название коммунальной услуги и ответственное лицо за обращение.

Вместе с введением нового термина в цепочку обращения с мусором внедрен новый участник – региональный оператор. Эти организации отвечают за обращение всего мусора в пределах закрепленных субъектов РФ. Гражданам необходимо самостоятельно заключать договор на оказание услуг (актуально для жителей частных домов) или оплачивать услуги по платежкам субподрядчиков (управляющие компании, поставщики других услуг, которые могут принимать оплату за вывоз мусора).

Сравнение ТКО и ТБО:

Термин Твердые бытовые отходы Твердые коммунальные отходы
Период действия До 2019 Дано определение – в 2020, внедрен – с 2019
Распространение Только на физических лиц Физические и юридические лица
Виды мусора Органические и неорганические отходы бытовой деятельности Органические и неорганические отходы бытовой деятельности
Класс опасности IV-V IV-V
Исключения (что не относится к термину) Крупногабаритные (включая строительные) и опасные отходы Крупногабаритные (включая строительные) и опасные отходы

Новая запись об отходах в квитанции

Для осуществления коммунальных услуг по обращению с мусором региональный оператор может привлекать сторонние организации или проводить мероприятия своими силами. Это отразится на порядке оплаты, но не на сумме. Сумма за обращение с ТКО зависит от установленных в регионе нормативов, которые учитывают уровень урбанизации, климат и другие факторы.

Как правило, управляющие компании заключают договор с региональным оператором на обслуживание территории. В такой ситуации оплата за оборот ТКО включена в платежку от управляющей компании. На территориях с частной застройкой управляющие компании не действуют, поэтому жители обязаны самостоятельно заключать договор с региональным оператором, который вывозит мусор.

Региональный оператор может организовать работу с помощью субподрядчиков, которые выполнят все операции по обращению с ТКО. К таким операциям относится и прием оплаты с населения: например, в Москве оплату этой .


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *